ГлавнаяНовостиСлужба содействия трудоустройству выпускникаПриказы, документы, объявленияЗаочное отделениеГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯАбитуриент 2018АВТОШКОЛАСоциальная поддержка студентовКалендарный учебный графикПромежуточная аттестация 2017/2018 учебный годВопросы и ответыНаш музей "Виражи времени"Сведения об образовательной организацииСТАРТ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫГод Экологии - 2017Виртуальная образовательная лаборатория25.01.2018г. участие в мероприятии в рамках проекта «Открытый парламент»75 лет Кемеровской областиКонкурс "Профи-ресурс" 2018Олимпиада по дисциплине «Инженерная графика»Первый городской фестиваль "Белая берёза"Сборы - 2018Спорт, спорт, спорт.Безопасность для вас.Областные конкурсы профессионального мастерстваРейтинг учрежденияДостижения наших преподавателейПрофессиональные пробы 2018Экскурсии на предприятияПравила приема на 2018/2019 учебный годКоличество свободных мест для приема в ГПОУ БПТ на 2018/2019 учебный год

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий  


Методическая копилка  


Чувакова Ольга Викторовна  


Достижения наших преподавателей  


Методическая деятельность  


Главная  

Президент России
Президент России гражданам школьного возраста
Школа молодого избирателя
Министерство Образования и Науки РФ
Департамент образования и науки Кемеровской области
Российская газета
Суточный рейтинг
Траектория успеха

Литература


 

Очень понравился урок с использованием ИКТ! Спасибо!


 
М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.


 

 

 

Методическая разработка урока с применением ИКТ 

Тема: М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.
Цель: знакомство с жизнью и творчеством М. Булгакова.
Задачи:
- показать сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова,
- вызвать интерес к личности и творчеству писателя;
- развивать умение учащихся оформлять основные мысли в конспект;
- способствовать развитию устной речи учащихся.

 Оборудование: презентация PowerPoint 

План и хронометраж урока

№ п/п

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный этап

1

2

Изложение нового материала

63

3

Закрепление изученного материала

15

4

Домашнее задание

1

 

Итого

80 (1 час 20 мин.)

 Ход урока 

№ п/п

Этапы урока

Примечания

1

Организационный этап

 

2

Изложение нового материала.

 

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

 

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: “Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы”. Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 – 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без “Белой гвардии”, “Собачьего сердца”, “Мастера и Маргариты”.

 

Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

 

В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их.

 

Ведь немногие знают, что всеми любимый фильм “Иван Васильевич меняет профессию” поставлен по пьесе Михаила Булгакова “Иван Васильевич”.

 

Эпиграфом к уроку я взяла слова самого Булгакова из его письма к Сталину: “На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя”.

 

Начнём наши уроки, посвящённые творчеству Михаила Афанасьевича, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.

 

15 (3) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова родился сын Михаил, старший из семерых детей Булгаковых.

 

Ни родословная, ни детские и юношеские годы самостоятельной жизни не предвещали такого будущего.

 

Семья Булгаковых – обычная провинциальная интеллигентная семья, навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником ёлки и домашними спектаклями. “Семья Булгаковых – большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная”, – вспоминает жена младшего брата Михаила Булгакова. Эта атмосфера найдёт потом отражение в романе “Белая гвардия”, в пьесе “Дни Турбиных”.

 

Отец писателя, Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

 

Мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская, происходила из семьи протоирея Казанской соборной церкви города Карачаево Орловской губернии. На эту энергичную и добрую женщину выпала основная забота по воспитанию детей. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам.

 

Отцовского жалованья хватало для безбедного существования. Но в 1907 году семью постигло несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, не дожив даже до 50 лет, умер Афанасий Иванович. Близким после его смерти осталась пенсия, не меньшая, чем прежнее жалованье на двух службах.

 

Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумела дать сыну образование. До осени 1900 года Михаил учится дома, затем поступает в первый класс Александровской гимназии, где учились дети русской интеллигенции и были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявляет свои разнообразные способности: пишет стихи, рисует карикатуры, играет на рояле, поёт, сочиняет устные рассказы и прекрасно их рассказывает.

 

После окончания гимназии в 1909 году не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Императорского университета святого Владимира, где учится почти семь лет (университетский устав разрешал повторять программу того или иного курса).

 

Булгаковы жили сначала на Воздвиженской, потом в Печёрске, в Кудрявском переулке, а в 1906 году переехали на Андреевский спуск в дом № 13 – знаменитый дом “Турбиных”.

 

В 1913 году будущий врач, студент университета, Михаил Булгаков, женится на Татьяне Николаевне Лаппа, дочери управляющего Саратовской казенной палатой.

 

Любовь Булгакова к Татьяне Николаевне изобиловала драматическими моментами. Родители обоих были против этой связи. Однако молодые решили пожениться, и родители смирились с этим.

Молодые снимают себе отдельную комнату.

 

Муж сестры Булгакова Вари, Леонид Сергеевич Карум, вспоминая о первой женитьбе Булгакова, пишет:

 

С началом первой мировой войны Михаил Булгаков вместе с женой работает в госпитале, затем уходит добровольцем на фронт, работает в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов.

 

В 1916 году заканчивает университет, получает диплом с отличием и отправляется в Смоленскую губернию земским врачом. Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах “Записок юного врача”, напоминающих чеховскую прозу. Гражданская война застала Булгакова в Киеве. В это время он пытается заниматься частной практикой. Менее всего хочет быть вовлечён в политику. “Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом”, – отметит он впоследствии. Но идёт 1918 год. Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов. “Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ”. В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.

 

Из-за тифа Булгаков остаётся во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голода, пошёл сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. В мае 1921 года успешная постановка “Сыновей муллы” дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Тифлисе, а потом и в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать, но он остался в России. Булгаков принял решение поселиться в Москве, одном из главных литературных центров страны. В Москву он прибыл в сентябре 1921 года после короткой остановки в Киеве. Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Отныне он лишь на короткое время выезжал из Москвы на Кавказ, в Крым, в Ленинград, в Киев. Период странствий, перемены мест закончился.

 

Опыт недавних бурных лет Булгаков воплотил во многих своих произведениях, не только в ряде рассказов “Белой гвардии”, “Днях Турбиных”, “Беге”, но и в вершинном своем романе “Мастер и Маргарита”.

 

Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем настали тяжелые месяцы безработицы. Писатель пытался сотрудничать в частных газетах, как грибы возникавших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших. Поступил он даже в труппу бродячих актеров. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства:

 

Эти слова находим в “Записках на манжетах” – книге, которая воспринимается как писательская автобиография.

 

Но по мере становления новой экономической политики жить становилось легче. С весны 1922 года он стал регулярно печататься в “Гудке”, “Красной газете”, “Смехаче” и других московских и ленинградских газетах и журналах.

 

В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его очерки и фельетоны регулярно публикуются в прессе. К октябрю 1924 года были уже закончены и “Записки на манжетах”, и “Дьяволиада”, и “Роковые яйца”. Повесть “Дьяволиада” со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо М. А. Булгаков знал бюрократический быт Советской страны. В повести “Роковые яйца” автор говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит он и в “Собачьем сердце”. Повесть эту напечатанной Булгаков не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений.

 

В 1925 году Булгакову удаётся опубликовать в московском журнале “Россия” две части из трех своего романа “Белая гвардия”, где писатель вновь обращается к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. После публикации романа к Булгакову обратился Художественный театр с просьбой написать пьесу по мотивам “Белой гвардии”. Так родились “Дни Турбиных”, поставленные в 1926 году и сделавшие имя автора знаменитым. Затем в будущем Вахтанговском театре была поставлена “Зойкина квартира”. Но ярких спектаклей Главрепетком терпеть не мог. И обе пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе “Бег” сулили успех не только актёры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.

 

В апреле 1924 года Булгаков разошелся с Татьяной Николаевной Лаппа. Она не имела каких-либо особых талантов или знакомств в литературно-театральных кругах, поэтому, как только Булгаков почувствовал себя писателем, он оставил ее, женившись на более интересной, с точки зрения круга литературных знакомств, Любови Евгеньевне Белозерской.

 

В начале января 1924 года на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь Алексея Толстого в особняке Бюро обслуживания иностранцев в Денежном переулке, Белозерская познакомилась с Булгаковым. В своих воспоминаниях писатель Юрий Слезкин (1885- 1947) рассказывал об этом сближении:

 

Булгаков и Белозерская стали жить вместе в октябре 1924 года. Их брак был зарегистрирован 30 апреля 1925 года. В дневниковой записи в ночь на 28 декабря 1924 года Булгаков весьма откровенно отозвался о Белозерской:

 

Любовь Евгеньевна происходила из старинной аристократической семьи, была дворянского происхождения, окончила гимназию и балетную школу. Молодожены сменили три или четыре адреса в пределах Москвы, пока не сняли на Большой Пироговой дом 35А, отдельную трехкомнатную квартиру. Если рассуждать объективно, то на брак с Любовью Евгеньевной Белозерской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя. Он прогремел как автор “Дней Турбиных”, на которые во МХАТ ломилась вся Россия. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.

 

Разрыв с Татьяной Николаевной Лаппа как бы подвел черту под “домосковским” этапом биографии. К тому времени, в 1922 году, в Киеве от тифа умерла мать писателя. Связи с прежним кругом оказались ослабленными. Брак с Любовью Евгеньевной Белозёрской вводит Булгакова в среду старомосковской интеллигенции, способствует его дружбе с людьми, близко стоявшими к Художественному театру.

 

Влечение к театру, впечатления от работы с актёрами лягут в основу “Театрального романа”, книги “Жизнь господина де Мольера”. В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом своё время.

 

Эта тема станет основной в “Мастере и Маргарите” – последнем романе М. А. Булгакова, который он начал писать в 1928 году и работал над ним 12 лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти.

 

В тридцатые годы не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой строки. Но он продолжает писать пьесы, сохраняя интерес к сатирической фантастике: “Адам и Ева” (1931), “Иван Васильевич” (1935 – 1936). К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесён к самому крайнему флангу, обзывался “внутренним эмигрантом”, “пособником вражеской идеологии”. И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству:

 

18 апреля 1930 года, на другой день после похорон покончившего с собой Маяковского (эти похороны поразили своей многолюдностью и, вероятно, в какой-то степени озадачили Сталина возможностью трагического исхода литературных судеб писателей), Сталин позвонил Булгакову.

 

Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего. “Дни Турбиных” были возобновлены только в 1932 году. Больше ни одна пьеса не пошла на сцене при его жизни. Ни одной строки своей он не увидел более в печати.

 

…Алексей Толстой как-то сказал Булгакову в шутку, что писатель для достижения литературной славы должен жениться трижды. Эти слова оказались пророческими: в феврале 1929 года Булгаков познакомился с подругой Белозерской – Еленой Сергеевной Шиловской, с которой у него завязался роман. В октябре 1932 года она стала третьей женой писателя. Развод Белозерской с Булгаковым произошел 3 октября 1932 года. Некоторое время он еще продолжал встречаться со своей второй женой, периодически оказывая ей материальную помощь.

 

Знакомство с Булгаковым наполнило жизнь Елены Сергеевны атмосферой игры, веселья, радости. В 1967 году она вспоминала об этом знакомстве, состоявшемся 28 февраля 1929 года.

 

В сентябре 1929 года Булгаков посвятил Елене Сергеевне повесть "Тайному другу". В 1931 году об их связи узнал Е. А. Шиловский. Он заявил, что в случае развода детей не отдаст, и тем вынудил жену на время порвать с Булгаковым.

 

Возобновление отношений писателя с Еленой Сергеевной относится к сентябрю 1932 года. Сохранился отрывок булгаковского письма Шиловскому, датированный тем же числом.

 

3 октября 1932 года брак Елены Сергеевны с Шиловским был расторгнут, а уже 4 октября заключен брак с Булгаковым. Сохранилась его шутливая записка, переданная на заседании в МХАТе режиссеру В. Г. Сахновскому.

 

Детей Шиловские поделили. Старший Женя остался с отцом, младший Сережа – с матерью, и Булгаков полюбил его как родного. Е. А. Шиловский помогал жене и сыну, но с Булгаковым более никогда не встречался.

 

С осени 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937 года он долго размышлял над новым письмом Сталину, но в атмосфере все усиливавшегося террора так и не решился написать его.

 

В сентябре 1938 года руководство МХАТа просит Булгакова написать пьесу о Сталине. Грядет юбилейный год в жизни вождя, на что театр не может не откликнуться. Булгаков дал согласие. Личность Сталина магнетически привлекала к себе внимание многих творческих умов. Как пишет друг писателя С. Ермолинский, “создатель “Белой гвардии” втайне уже давно думал о человеке, с

именем которого было неотрывно связано все, что происходило в стране… В те годы окружающие его люди, даже самые близкие, рассматривали поступок Булгакова как правильный стратегический ход”.

 

Первоначально пьеса называлась “Пастырь”, затем “Батум”. Завершена была в июле 1939 года. 27 июля Булгаков прочел пьесу партийной группе МХАТа. Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчеты с самим собой – все это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.

 

С середины 1939 года врачи уже считали положение Булгакова безнадежным. Несмотря на это, писатель продолжал работать над романом “Мастер и Маргарита”.

Третья жена писателя, Елена Сергеевна, послужила главным прототипом Маргариты в романе "Мастер и Маргарита". Там о любви главных героев говорится так.

 

В эпилоге романа появились знаменательные слова: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. В. Лакшин отмечал, что “выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе”. Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда. Булгаков скончался 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут, как записала в своем дневнике Елена Сергеевна. Когда Булгаков умирал, трое его друзей написали письмо Сталину, умоляя его позвонить писателю. “Только сильное радостное потрясение… может дать надежду на спасение”. Друзья Булгакова хорошо знали, что первый звонок Сталина не принес ничего, кроме разрешения жить, но, тем не менее, они обращаются к Вождю за Чудом. Они верят, что голос Сталина может исцелить умирающего. Но Чуда не произошло…

 

 

Похоронили Михаила Афанасьевича Булгакова на Новодевичьем кладбище.

 

Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.

 

Разумеется, талант художника был у Булгакова, что называется “от Бога”. А уж то, какое этот талант получил выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

 

Все факты биографии изложены самим писателем в его произведениях.

 

О том, чем наполнена была его жизнь в смоленской глухомани, можно узнать из цикла рассказов “Записки юного врача”.

О киевских событиях – из романа “Белая гвардия”.

О начале новой жизни в Советской России – из повести “Записки на манжетах”, но это темы следующих уроков


 

              

 

Слайд № 1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7

 

 

Слайд № 8

 

 

 

Слайд № 9

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

 

 

Слайд № 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 14

 

 

 

 

 

 

Слайд № 15

 

 

 

 

 

Слайд № 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды № 17-18 

 

Слайд № 19

Слайд № 20

 Слайд № 21

 Слайд № 22

 Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25     Слайд № 26     Слайд № 27

                            

 

Слайд № 28       Слайд № 29

 

 

3

Закрепление изученного материала

Слайд № 30

 

4

Домашнее задание

 

 

 

 

 


 
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного всемирному дню поэзии. 

Тема: Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой
Цель:
- знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой
Задачи:
- дать представление об основных темах и мотивах цветаевской лирики;
- способствовать развитию устной речи учащихся;
- воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, доброту)
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: внеклассное мероприятие
Оборудование: портрет М. Цветаевой, книги с её произведениями, свечи. 

№ п/п

Этапы

Примечания

1

Организационный этап

1 мин.

2

Изложение нового материала

Песня «Мне нравится, что вы больны не мной…» в исполнении учащейся

 

2.1

Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству поэтессы - Марине Цветаевой.

Сейчас в исполнении Волковой Евгении прозвучит песня на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»

 

Лучшие - не доживают, это давно известно. Что же, Господь так нетерпелив? Или здешнее наше обиталище – не самое подходящее место для гениальных умов и светлых душ? И намаявшись в убогости земного пространства, они излечиваются от жизни – исчезнув?

 

1-й чтец: «Знаю: уйду на заре…»

 

Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но за цветочным именем – душа скитальца в беско7нечности страстей. Везде – не дома, всегда – не богата (если не сказать - бедна) и, в общем-то не слишком удачлива.

 

Фазиль Искандер, российский прозаик, писал: «Из великих наших поэтов только Маяковский, Есенин и Цветаева писали о самоубийстве, и все трое покончили с собой. Не знаю, пророчество ли это или страшная реальность их жизни: кто часто зависал над пропастью, один раз мог и сорваться».

 

М. Цветаева писала: «И к имени моему «Марина» - прибавьте: мученица».

 

Каждая осень напоминает нам о рождении Марины Ивановны Цветаевой жаркими, горьковатыми даже на взгляд гроздьями рябины, вызывая в памяти прекрасные строки:

 

2-й чтец: «Красною кистью рябина зажглась…».

 

Итак, осень 1892 года. В семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина. Имя И.В.Цветаева, европейски известного искусствоведа и филолога, сейчас можно прочитать на мемориальной доске, установленной на фасаде здания Музея изобразительных искусств им. Пушкина, - он основатель и создатель этого музея.

 

Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, одаренная пианистка, ученица Рубинштейна, человек, глубоко и тонко чувствовавший искусство, натура артистичная и чуткая, умерла рано, но влияние её на дочь, несомненно.

 

Детство, юность, молодость Цветаевой прошли в Москве и в тихой, провинциальной Тарусе, отчасти – за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция), так как мать болела чахоткой. Однако именно Москва осталась на всю жизнь любимым и желанным городом.

 

3-й чтец: «Облака – вокруг, Купола – вокруг…».

 

   Марина Цветаева свободно владела французским и немецким языками.

Еще будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила свой первый сборник – «Вечерний альбом». Это было в 1910 году. Стихи никому неизвестной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики таких мастеров - символистов и требовательных знатоков стиха, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, который восторженно писал:

             Кто вам дал такую яркость красок?

             Кто вам дал такую точность слов?

             Смелость все сказать – от детских ласок

             До весенних, полулунных снов?

 

До революции Марина Цветаева выпустила еще две книги, сумев не только сохранить свой голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений предреволюционной поры, но и развить талант, создав оригинальные, точные по форме и мысли произведения, одно из которых можно назвать провидческим.

 

4-й чтец: «Моим стихам, написанным так рано…».

 

Жизнь Цветаевой сложилась очень непросто. Октябрьскую революцию она не приняла, и в 1922 году судьба забросила её за рубеж. Она уехала к мужу – Сергею Эфрону, оказавшемуся в эмиграции в Праге.

 

Если сказать, что Марина Цветаева любила Эфрона, - это значит ничего не сказать: она его боготворила, и все три года отсутствия известий о нем были для неё пыткой, страшнее которой она не могла себе вообразить.

 

5-й чтец: «Писала я на аспидной доске…».

 

В красной Москве она, жена белого офицера Эфрона, все эти долгие три года чувствовала себя отщепенкой. Лирика Марины Цветаевой лет революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью её страстной, почти отчаявшейся надеждой. «Я вся закутана в печаль. – писала она. – Я живу печалью».

 

6-й чтец: «Вчера ещё в глаза глядел…».

 

 

И огромная радость, когда пришло известие, что Сергей Эфрон жив.

 

7-й чтец: «Я с вызовом ношу его кольцо…».

 

Сначала Цветаева жила в Берлине, потом три года в Праге, в ноябре 1925 года перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. В самих столицах жить было не по средствам. Приходилось селиться в пригородах.

 

 

Елена Тараховская, поэтесса, вспоминала: «Я спросила: «Марина, неужели вы в Париже не скучали по России?» Она ответила: «Моя Родина везде, где есть письменный стол, окно и дерево под окном»».

 

Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою. Её охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина резко изменилась. Независимость поэтессы, её смелые эксперименты со стихом, сам дух и направление её творчества раздражали большинство эмигрантских литераторов. Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Усилилась и материальная нужда.

 

Из письма 1933 года: «Нищеты, в которой я живу, вы себе и представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын Георгий восьми лет) живем, то есть просо медленно подыхаем с голоду».

 

К материальным лишениям добавлялась постоянная тоска по Родине.

 

8-й чтец: «Расстояние: версты, мили…».

 

Немыслимо трудно работать поэту, когда он остается в таком безвоздушном пространстве, какова эмиграция, - без родной почвы под ногами, без родного неба над головой. «Моя неудача в эмиграции, - писала в этот период Марина Цветаева, - в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху, - там, оттуда, туда…Здесь преуспеет только погашенное и, - странно бы ждать иного!»

 

И все же именно чешский период поэтесса называла самым счастливым в своей жизни – здесь ей прекрасно работалось. Она была счастлива еще и потому, что очень любила Прагу, которой посвятила немало поэтических строк.

 

Последнее, что она написала в эмиграции, - цикл гневных, антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую поэтесса нежно и преданно любила. Это поистине «плач гнева и любви», поэзия обжигающего гражданского накала и трагического отчаяния. Цветаева теряла уже последнюю надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи её – как крик истерзанной души.

 

 

9-й чтец: «Есть на карте место…».

 

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто физическое существование. И того – в обрез. Она чувствовала себя ненужной, чужой всюду – несмотря на то, что у неё были знакомые и даже друзья.

   И сам характер её менялся, все сильнее одолевали заботы, не оставалось времени «на чувства», как она говорила; сердце остывало, душа уставала. Сергей Эфрон все больше тянулся к Советскому Союзу; приблизительно в начале 30-х гг. он сделался одним из активных деятелей организованного «Союза возвращения на Родину». Ради возвращения в СССР Эфрон стал агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Цветаева же упорно оставалась вне всякой политики.

 

И все-таки в 1939 году поэтесса восстанавливает свое советское гражданство и возвращается с 14-летним сыном на Родину вслед за дочерью и мужем., которые вернулись еще в 1937 году. Тяжело дались Цветаевой эти 17 лет, проведенные на чужбине.

 

Возвращение состоялось в годы жесточайших репрессий. Сергей Эфрон с дочерью     Ариадной были арестованы. Цветаева так4 и не дождалась вестей о муже…   Сергей Яковлевич Эфрон был расстрелян в 1941 году, Ариадна после 15 лет репрессий в 1955 году была реабилитирована. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы, её стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга, ныне Татарстан, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей.

 

Перед самым возвращением на Родину поэтессе снится страшный сон. Сон об умирании; она поняла это и так сказала в своих записях: дорога на тот свет. «Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно – и безнадежно! – за него держусь, зная, что очередной круг будет – Вселенная, та полная пустота, которой так боялась в жизни: на качелях, в лифте, на море, внутри себя. Было одно утешение: что не остановить , не изменить; роковое…».

 

К 1941 году огонь её души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни.

   Грянула война. 8 августа Марина уезжала из Москвы пароходом, и провожал её Борис Пастернак. Там, в Елабуге, 31 августа 1941 года её не стало, там она решила, что сну пора сбываться.

 

 

Смерть пришла не «в тяжкой мантии торжественных обрядов». Она оказалась проще и прозаичнее. Грубее. Безжалостнее.

 

10-й чтец: «Вскрыла жилы: неостановимо…»

 

Борис Пастернак вспоминал: «Вчера ночью Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина… я не хочу верить этому. Если это правда, то какой же это ужас! Ах, какая вина на мне, если это так!.. Это никогда не простится мне».

 

11-й чтец: И родились строки:

Что сделать мне тебе в угоду?

Дай как-нибудь об этом весть.

В молчаньи твоего ухода

Упрек невысказанный есть.

Всегда загадочны утраты.

В бесплотных розысках в ответ

Я мучаюсь без результата:

У смерти очертаний нет.

Тут все – полуслова и тени,

Обмолвки и самообман.

И только верой в воскресенье

Какой-то указатель дан.

 

 

Марина Цветаева погибла, когда реальная жизнь, решительно оттеснив жизнь Духа, одержала победу. Когда не выдержала её израненная, живая душа…

 

По свидетельству высокопоставленного чиновника Министерства безопасности Российской Федерации, в архиве хранится документ, свидетельствующий о том, что кто-то из чекистов посетил Марину Цветаеву буквально за день до её смерти. Тот же чиновник уверил, что как сам факт разговора, так и его содержание были сознательно задуманы таким образом, чтобы великая поэтесса приняла единственное решение – самоубийство.

 

 

12-й чтец:      Рябину рубили зорькою.

                       Рябина – судьбина горькая.

                       Рябина седыми спусками…

                       Рябина! Судьбина русская…

 

      Имя Марины Цветаевой живет в песнях, написанных на её стихи.

 

Песня И. Алегровой «Я тебя отвоюю …», на стихи М. Цветаевой

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайды

 

 

 

 


 
В.А.Шукшин. Жизнь и творчество. Обзор. Анализ рассказа «Чудик».

 

 

 

 

Методическая разработка урока по литературе

 Тема: В.А.Шукшин. Жизнь и творчество. Обзор. Анализ рассказа «Чудик».

Цель:
- знакомство с жизнью и творчеством В.М.Шукшина.

Задачи:
- дать представление о «деревенской прозе»;
- способствовать развитию устной речи учащихся;
- воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, доброту) 

Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: портрет В.Шукшина.
Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.

 План и хронометраж урока 

№ п/п

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный этап

1

2

Изложение нового материала

63

2.1

Понятие «деревенская проза». Песня «Озера».

10

2.2

В.А.Шукшин. Жизнь и творчество. Обзор.

13

2.3

Анализ рассказа «Чудик»

40

3

Закрепление изученного материала

15

4

Домашнее задание

1

 

Итого

80 (1 час 20 мин.)

 Ход урока: 

№ п/п

Этапы урока

Примечания

1

Организационный этап

1 мин.

2

Изложение нового материала

Песня «Озера» в исполнении учащейся

 

2.1

«Деревенская проза»

    Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в литературе: «деревенской прозы», «городской» или «интеллектуальной» прозы.

    Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80-е годы.

   В центре внимания писателей была послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х гг. не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения не могли покидать «места прописки»). Сами писатели были в основном выходцами из деревни.

    Сутью этого направления было возрождение традиционной нравственности. Именно в русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники как Валентин Распутин, Василий Шукшин, Виктор Астафьев и другие.

   Им близка культура классической русской прозы. Поэтика же «деревенской прозы» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни.

    «Деревенская проза» дала картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и НЭП, коллективизацию и голод, колхозное строительство и индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством.

    «Деревенская проза» продолжила традицию раскрытия «русского характера», создала ряд типов «простых людей». Горький итог «деревенской прозе» подвел Виктор Астафьев: «Мы отпели последний плач – человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали её одновременно. Как говорится, выплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства. Но это кончилось. Сейчас идут только жалкие подражания книгам, которые были созданы 20-30 лет назад. Подражают те наивные люди, которые пишут про уже угасшую деревню. Литература теперь должна пробиваться через асфальт»

10 мин.

2.2

В.А.Шукшин. Жизнь и творчество. Обзор.

    Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни, Василий Макарович Шукшин (1929-1974).

   Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае, в деревне Сростки. Фамилия его происходит из слова «шукша», что значит «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию не исполнилось еще четырех, когда отец его был арестован и уничтожен как кулак. Семья (кроме Василия еще была дочь Наташа) потеряла кормильца, и мальчику пришлось уже с шести лет работать в колхозе.

   Первое знакомство с городом прошло у Шукшина в 11 лет, когда он попал в город Бийск. Там, на базаре, он «окончательно решит стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как он будет красть…арбузы.

   Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытается учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он тайно пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы-анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.

В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. В 1946-1948 гг. был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем-такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. В 1953-1954 гг. поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном. Осенью 1953 г. сдал все экзамены. Василия Шукшина приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола.

   В 1954 году в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где учится в классе известного кинорежиссера Михаила Рома.

Летние каникулы В.Шукшин проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

    Василий Шукшин известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через 2 года вышел первый его сборник «Сельские жители».

    Герои рассказов Шукшина – деревенские люди сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни).

О себе Шукшин говорил: «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…Но в этом моем положении есть свои плюсы… От сравнений, от всяческих «оттуда - сюда» и «оттуда - туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и «городе» - о России».

   В. М. Шукшин – уникальное явление русской культуры.

    Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух их них сыграл главные роли («Печки-лавочки» 1972 г., «Калина красная» 1974 г.).

    Знаменательно, что триединство – сценарист-режиссер-актер- состоялось уже в первом его дипломном кинофильме «Из Лебяжьего сообщают» -1960 г.

    Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. В развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова.

    Однако Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей. Это «Любавины», «Я пришел дать вам волю» и др.

    Повести, которые создавал Шукшин,     в силу своей драматургичности были либо экранизированы, либо поставлены в театрах, и которые свидетельствовали о разносторонности писательского дарования:

«Калина красная», киноповесть, 1973 г.

«Точка зрения». Повесть-сказка, 1974 г.

«Энергичные люди», сатирическая повесть для театра, 1973 г.

«А поутру она проснулась», повесть для театра, 1975 г.

     Герои Шукшина из той «шукшинской жизни», которую прожил сам писатель.

    Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, - простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать.

    Критик А.Макаров, рецензируя сборник «Там, вдали», 1968 г., писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».

   Со временем образ героя усложняется, и отношение автора к героям несколько меняется – от любования до сопереживания, сомнения, философского размышления.

 

 

13 мин.

 

 

сообщение уч-ся

 

2.3

Анализ рассказа «Чудик».

В произведениях Шукшина одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых «чудиков», стремящихся постичь движения собственной души, смысл жизни.

    Таков главный герой рассказа «Чудик».

    Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей.

 

- Каким вы увидели главного героя?

- Чем Чудик выделялся из своей среды?

 

    Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. «Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

 

- Приведите примеры таких происшествий и оплошностей.

 

№ п/п

Ситуация

Поведение Чудика

Отношение окружающих

1

Потеря денег

стеснительный, совестливый, рассеянный

жена назвала ничтожеством, даже ударила

2

Поезд

рассказал историю какому-то интеллигентному товарищу, пристает с разговорами к незнакомым людям

отвернулся, не разговаривает

3

Самолет

невоспитанный, назойливый,

не обращают не него внимания

4

История с челюстью

Желание пошутить, помочь

кричит, удивленно

5

Телеграмма

пишет телеграмму с веселым текстом

строгая сухая женщина, не понимает

6

Встреча со снохой

желание сделать приятное, робость

злость, непонимание

 

Рассмотрим первую ситуацию. Чудик собирается на Урал навестить семью брата. Выронил деньги в магазине.

  

- Какая проблемная ситуация здесь создается для героя?

 

Тайком присвоить «бумажку» или объявить всем о своей находке и отдать её владельцу.

 

 

- Обратите внимание, какое слово употребляет Шукшин по отношению к этой бумажке?

 

«Дурочка» - тем самым передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что кроме него никто не видит бумажку.

 

- Как поступил Чудик? Что помешало ему вернуться за своими деньгами?

 

Говорит: Да почему же я такой есть? Не вернулся: совестливость, стеснительность, хотя понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома предстоит объяснение с женой.

 

Показательно, что автор и в собственном повествовании, и в речи Чудика называет пятидесятирублевку не иначе как бумажка, тем самым подчеркивая пренебрежительное к ней отношение.

 

В этом на первый взгляд незначительном эпизоде проявляется взгляд Шукшина на одну из важнейших проблем духовной жизни человека – мещанское накопительство.

 

Рассмотрим еще одну ситуацию - это приезд в семью брата.

Впечатлительный, ранимый, чувствующий красоту мира и в то же время несуразный Чудик сопоставляется в рассказе с мещанским миром снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть в своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку.

 

- Дайте характеристику снохе Чудика. Подчеркните в тексте слова, выражения, которые её характеризуют.

 

- Разговор Чудика с братом. О чем говорят?

 

Вспоминают. Говорят о деревенских людях, сравнивают с городскими. Чудика задевает за живое отношение к деревне, деревенским людям.

 

 

 

- Что сделал Чудик, чтобы угодить снохе?

 

Разукрасил коляску.

 

 

 

- Какова была реакция снохи?

 

- Каково было состояние Чудика после слов снохи?

 

Больно, страшно, зачем жить, да почему же я такой есть-то? Но тем не менее всегда знает или предполагает о реакции людей, как будто заранее знает, что его не поймут.

Несмотря на свою простоту Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни прав? Кто умнее?

 

 

- Опишите состояние Чудика после его возвращения домой.

 

Пел громко; небо очистилось; близко где-то солнышко…

 

Эти две ситуации – типично шукшинские: человек чем-то или кем-то выведен из равновесия, либо чем-то поражен или обижен, и он хочет как-то разрешить эту боль, вернувшись к нормальной логике жизни.

 

- Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?

 

Обрисовка индивидуальности героя сочетается с авторским стремлением к обобщению: его прозвище не случайно, в нем выражено своеобразие народных представлений о личности.

 

Шукшин любуется немудреным человеком. Мы видели, что людей раздражала его открытость и доброта, он не такой как все, поэтому отвергается обществом.

 

- Есть ли в наше время такие люди как Чудик? Каково к ним отношение окружающих? Как вы думаете, почему?

 

Писатель подводит нас к мысли, что не вина этих героев, что они становятся изгоями в современном обществе. Это наша беда, что мы отвергаем лучшее, что есть вокруг.

 

 

ВЫВОД:

Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность – есть правда», - так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она не была.

 

40 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа с текстом,

 

составление таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

найти пример из текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа с текстом

 

 

 

 

работа с текстом

 

 

 

 

зачитать

 

работа с текстом

 

 

 

 

работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа с текстом

3

Закрепление изученного материала

    Написать свою интерпретацию рассказа «Чудик».

.15 мин.

4

Домашнее задание

1 мин.

 


Соседние подразделы:
Русский язык

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
ПОИСК ПО САЙТУ
Мы в Facebook
Местное время
Дни рождения работников техникума
Открытый образовательный видеопортал
Для преподавателей и студентов нашего техникума
Служба трудоустройства
Интернет-портал правовой информации
Мы против наркотиков!
Молодежь за взаимопонимание
Для абитуриентов
КРИРПО
МУЗЫКА
Интересные книжные ресурсы
Для родителей
Мы рекомендуем
Бесплатное медицинское обслуживание - для оказания бесплатной медицинской помощи студентам, обучающимся в образовательных организациях высшего образования и профессиональных...
Открыть раздел Социальная поддержка студентов
СТАРТ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
Открыть раздел СТАРТ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
Виртуальная образовательная лабораторияОчень интерсный ресурс для преподавателей физики, химии, астрономии, биологии, экологии. Зайдите, это вам поможет при проведение и подготовке к урокам, и не только вам, но и ученикам!...
Открыть раздел Виртуальная образовательная лаборатория
Конкурс "Профи-ресурс" 201830 марта 2018 года в Березовском политехническом техникуме состоялся конкурс «Профи - ресурс» для обучающихся 2,3,4 курсов....
Открыть раздел Конкурс "Профи-ресурс" 2018
Олимпиада по дисциплине «Инженерная графика»4.04.2018г. в Кемеровском горнотехническом техникуме состоялась городская олимпиада по дисциплине «Инженерная графика....
Открыть раздел Олимпиада по дисциплине «Инженерная графика»
Первый городской фестиваль "Белая берёза"2 июня прошел Первый в истории города открытый городской фестиваль "Белая берёза". На фестивале работало несколько тематических площадок:...
Открыть раздел Первый городской фестиваль "Белая берёза"
Сборы - 20184 июня 2018 года, на территории загородного лагеря «Юбилейный», стартовал четвертый ежегодный учебный военно-полевой сбор для юношей 2 курса Березовского политехнического...
Открыть раздел Сборы - 2018
Профессиональные пробы 2018С февраля по апрель 2018 года согласно плану деятельности Березовского политехнического техникума в учреждении прошли профессиональные пробы для учащийся 9-х классов...
Открыть раздел Профессиональные пробы 2018
Конкурс "Профи-ресурс" 201830 марта 2018 года в Березовском политехническом техникуме состоялся конкурс «Профи - ресурс» для обучающихся 2,3,4 курсов....
Открыть раздел Конкурс "Профи-ресурс" 2018
Конкурс "Профи-ресурс" 201610 марта 2016 года в техникуме прошел конкурс «Профи-ресурс»....
Открыть раздел Конкурс "Профи-ресурс" 2016
Преподаватель года - 2015 2015г. – юбилейный год конкурса «Преподаватель года». На протяжении 10 лет лучшие педагоги области представляли результаты своего труда. В 2014-2015 уч....
Открыть раздел Преподаватель года - 2015
16 декабря Областной семинар16 декабря 2015 года согласно плану совместных мероприятий Некоммерческой организации «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области»,...
Открыть раздел 16 декабря Областной семинар
СТАРТ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
Открыть раздел СТАРТ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
Наш город - БерёзовскийОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ГОРОДЕ Березовский – молодой город, преобразованный из рабочего поселка в город областного подчинения в 1965 году....
Открыть раздел Наш город - Берёзовский
Виртуальная образовательная лабораторияОчень интерсный ресурс для преподавателей физики, химии, астрономии, биологии, экологии. Зайдите, это вам поможет при проведение и подготовке к урокам, и не только вам, но и ученикам!...
Открыть раздел Виртуальная образовательная лаборатория