DOMOZHIROV_YURIY_NIKOLAEVICH_20140924_085147-R01
ГлавнаяСлужба содействия трудоустройству выпускникаАбитуриент 2024Социальная поддержка студентовБезопасность для вас.Правила приема на 2024/2025 учебный годМЫ ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА!Страничка директораГосударственная итоговая аттестацияПожарная безопасностьИнформационная безопасностьПодача документов в электронном видеКалендарный учебный графикПрофилактика дистанционных правонарушенийСерия видеоматериалов по профилактике потребления психоактивных веществ среди детей и подростков.ВНИМАНИЕ! ДЛЯ Вас, выпускники. Вакансии ЦЗН города БерезовскийПротиводействие коррупцииПрофилактика потребления психотропных веществ среди детей и подростковПрокуратура Кемеровской области информируетВоспитательная работаИнформационные материалы по сигналу гражданской обороны при возникновении ЧССтуденческий спортивный клуб "СКК"Национальные приоритеты - рекламные ролики по национальным проектамНе дай себя обмануть!Количество свободных мест для приема в ГПОУ БПТ на 2024/2025 учебный годНовостиНОВОСТИ в VKПолезные ссылки с материалами по финансовой грамотностиВакансии в Кузбассе 2024Учебно-производственный комплексОфициальный портал Минздрава России о Вашем здоровье

Литература  


Презентации к урокам  


Чувакова Ольга Викторовна  


ЧУВАКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА  


Областной конкурс преподаватель года  


Участие педагогов в конкурсном движении  


Методическая служба  


Главная  

Президент России
Министерство просвещения РФ
Министерство науки и высшего образования РФ
Министерство образования Кузбасса
Федеральный портал "Российское образование"
КРИРПО
Интернет-портал правовой информации
ЕДИНЫЙ РЕЕСТР
Суточный рейтинг

Лев Толстой



Лев Толстой

Методическая разработка урока по литературе. 

Тема: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя». 

Цель:

- познакомить обучающихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя - Л. Н. Толстого; 

Задачи:

- вызвать интерес к личности и творчеству автора;

- развивать умение обучающихся вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

- развивать устную и письменную речь.

 

Оборудование:

презентация PowerPoint (Приложение);

 

"Толстой – величайший и единственный

гений современной Европы, высочайшая

гордость России, человек, одно имя

которого – благоухание, писатель

великой чистоты и святыни…"

А.А. Блок

План и хронометраж урока

№ п/п

Этапы урока

Время (мин.)

I

Организационный этап.

1

II

Сообщение темы, цели урока.

1

III

Вступительное слово.

2

IV

Оформление темы урока, эпиграфа в тетрадях.

2

V

Изучение нового материала.

  1. «Радостный период детства».
  2. Казанский университет.
  3. «Война и свобода».
  4. В кругу литераторов, заграница.
  5. Народная школа.
  6. «Война и мир».
  7. «Анна Каренина».
  8. Перелом.
  9. «Воскресение».
  10. Уход и смерть.

 

30

VI

Заключительно слово. Тестирование.

5

VII

Запись домашнего задания

4

 

Итого:

45 мин.

 

Ход урока

 

I. Орг. этап.

 II. Сообщение темы, цели урока.

 III. Вступительное слово. 

Сегодня вы узнаете о судьбе Льва Николаевича Толстого, талантливого писателя. Надеюсь, что это знакомство даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

 

И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему уроку "Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…”

 

IV. Оформление темы урока и эпиграфа в тетради.

 

V. Изучение нового материала.

Презентация биографии Л.Н.Толстого + комментарии преподавателя. Обучающиеся составляют краткий конспект.

 

 

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.

 1. “Радостный период детства” 

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. У него еще были 3 старших брата и младшая сестра. Мать, Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир").

 Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837).

 Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство". 

2. Казанский университет 

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

 После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма (ограничение и подавление чувственных влечений и желаний), чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Он выставлял в дневнике себе оценки за поведение. Больше всего в себе он осуждал ложь и трусость. Тогда же у него возникло серьезное желание писать, и появились первые незавершенные художественные наброски.

3.«Война и свобода” 

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно в артиллерию, потом был принят на службу).

 

Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

 

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны 4-й степени, медалью на георгиевской ленте "За защиту Севастополя" и медалью "В память войны 1853-1856 гг., а так же шашкой).

 

В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

 4. В кругу литераторов, заграница 

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника", где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879–82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

 5. Народная школа 

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании.

 

В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

 6. “Война и мир” (1863–1869) 

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. От брака родилось в общей сложности 13 детей, 5 из которых умерли в детстве. 

Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Толстой писал роман на протяжении 6 лет – с 1863 по 1869 годы. По историческим сведениям он вручную переписал его около 7 раз, а отдельные эпизоды переписывал более 26 раз. В романе насчитывается более 550 героев. Около 200 из них – исторические лица. Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

 7. “Анна Каренина” (1873–1877)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

 8. Перелом (1880-е годы) 

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89), "Отец Сергий" (1890-98), драме "Живой труп" (1900), в рассказе "После бала" (1903). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-86), "О голоде" (1891), "Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать" (1908).

 Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере. 

 

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

 9. “Воскресение” (1889–1899) 

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого – откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой – сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

 10. Уход и смерть 

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

 Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

 VI. Заключительное слово, тестирование:

 Л. Н. Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами Анатоль Франса, французского писателя и литературного критика: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

 

А сейчас проверим, как внимательно вы слушали. Предлагаю вам несколько вопросов.

 VII. Запись домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 Выход в Интернет на сайт ОУ, презентация урока

 

 

 

 Использованная литература:

Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой – Биография.

Материалы сайта www.yasnayapolyana.ru.

Большой энциклопедический справочник школьника по литературе. – М., 2005 г.

 


Тест по уроку

1. Как называлось родовое имение, где родился Л. Толстой?

А) Вешенки

Б) Ясная Поляна

В) Царское село

 

2. Укажите годы жизни Л. Н. Толстого:

 

А) 1801-1899

Б) 1828-1910

В) 1821-1864

Г) 1832-1912

Д) 1837-1913

 

3. Писатель получил образование в:

 

А) Петербургском университете

Б) Царскосельском лицее

В) домашнее

Г) Казанском университете

Д) Московском университете

 

4. В какой журнал Лев Николаевич отнес свое первое произведение, и как оно называлось?

А) «Детство» в «Современник»

Б) «Война и мир» в «Русский вестник»

 

 

5. Какие страны посетил Толстой в 1857 году?

 

6. Назовите год и день смерти Л.Н.Толстого.

А) 7ноября 1910г.

Б) 8 октября 1910 г.

В) 7 октября 1911 г.

 

 

7. Причина и место смерти Толстого?

А) Воспаление легких, станция Астапово Рязанской ж/д (ныне «Лев Толстой»)

Б) по старости в Ясной Поляне.

В) от туберкулеза в больнице.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
«Код будущего»: стартовал новый набор на бесплатные курсы программирования
Оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
Дни рождения работников техникума
ПОИСК ПО САЙТУ
Официальный портал Минздрава России о Вашем здоровье
Опрос о качестве осуществления образовательной деятельности организациями
Мы на VK
ТРУДОУСТРОЙСТВО на предприятия оборонно-промышленного комплекса России
Решаем вместе
Решаем вместе
Служба финансового уполномоченного
Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия проводит отбор граждан
Информация по поступлению граждан в Высшие учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации
«Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»
Введите заголовок
Центр управления регионом.
Билет в будущее!
Местное время
Независимая оценка квалификации
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Для преподавателей и студентов нашего техникума
Профориентационный портал Кузбасса
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
САЙТ для размещения информации о учреждениях
Мы рекомендуем
Педагогическая копилка
Открыть раздел Педагогическая копилка